Эффект зловещей долины. Главный парадокс в играх и жизни

Родоначальником термина «зловещая долина» является Масахиро Мори. Во многом благодаря его работе данное словосочетание обрело тот смысл, который сейчас в него закладывают. Речь идет об эффекте, при котором человекоподобные роботы или какие-либо прочие существа двигаются и ведут себя почти как люди. Но не в этом суть эффекта, а в том, что при этом у наблюдателя вызывается чувство отвращения или страха.

Человекоподобное существо, вызывающее эффект "зловещая долина"

Масахиро провел социологическое исследование, в ходе которого опрашивал людей на предмет симпатии роботам. Опрос показал, что чем человекоподобнее была машина, тем большую симпатию она вызывала. Только вот ситуация резко менялась в определенный момент, когда сходство было крайне высоким, но какие-то элементы работали не так, как у живого человека. Итак, разберем подробнее, что же такое эффект зловещей долины!

Что такое синдром зловещей долины и почему возникает

Что такое синдром зловещей долины? Данный участок возникновения негативной реакции был назван той самой «Зловещей долиной».

График, построенный Мосахиро Мори по итогу его исследований

Причины этого явления высказываются многими исследователями и концепций существует несколько. Но суть во всех них — одна. У человека попросту сбивается система «свой-чужой». Если в двух словах, то, увидев робота, мы подсознательно сперва воспринимаем его как человека, однако мозг улавливает отличия и формирует негативную реакцию.

Робот-девушка. Вроде и похожа на человека, но что-то не то...

Сам создатель концепции зловещей долины, Мори, высказывался, что, по его мнению дело тут в том, что подобные машины наше сознание воспринимает как трупы и от этого — отвращение.

Так почему в играх такого эффекта нет? Отчасти есть и создатели всевозможных хорроров этим приемом охотно пользуются. В остальных же жанрах мы адекватно реагируем на компьютерных персонажей, потому что привыкали к изменениям графики с далеких 90-х, с развитием компьютеров и консолей.

Чем меньше схожесть с человеком - тем меньше зловещая долина

Отсюда еще одна гипотеза, что если бы человекоподобные роботы давно нас окружали и изменялись постепенно, то и негативной реакции в их сторону бы не было. Теперь Вы имеете представление, что такое феномен зловещей долины! Эти вопросы поднимаются в весьма интересном спектакле Томаса Мелле «Зловещая долина»!

Движения не менее важны, чем картинка

Еще одним немаловажным фактором, как отмечают многие исследователи, является плавность движений и моторика. Неслучайно мы лояльны к играм, которые по большей части используют технологии захвата движений, за счет чего достигается высокая правдоподобность.

Внешнее сходство - пол беды, главное - моторика

У роботов с этим дела обстоят несколько хуже.

Подытожив, хочется сказать, что феномен зловещей долины до сих пор до конца не изучен и имеет много белых пятен. Но есть концепции, которые могут отчасти объяснить уже сейчас, почему все таки мы порой негативно относимся к роботам, которых сами же пытаемся сделать максимально похожими на нас.

Будет интересно:



Обязательно делитесь в комментариях, что вы думаете об эффекте зловещей долины и сталкивались ли когда-либо сами с этим эффектом, делитесь записью в соцсетях и заглядывайте в нашу группу ВКонтакте, там тоже много интересного)

Спасибо за внимание и до скорых встреч на ApJournal!

[ratings]

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *