Эффект зловещей долины. Главный парадокс в играх и жизни
Родоначальником термина «зловещая долина» является Масахиро Мори. Во многом благодаря его работе данное словосочетание обрело тот смысл, который сейчас в него закладывают. Речь идет об эффекте, при котором человекоподобные роботы или какие-либо прочие существа двигаются и ведут себя почти как люди. Но не в этом суть эффекта, а в том, что при этом у наблюдателя вызывается чувство отвращения или страха.
Масахиро провел социологическое исследование, в ходе которого опрашивал людей на предмет симпатии роботам. Опрос показал, что чем человекоподобнее была машина, тем большую симпатию она вызывала. Только вот ситуация резко менялась в определенный момент, когда сходство было крайне высоким, но какие-то элементы работали не так, как у живого человека. Итак, разберем подробнее, что же такое эффект зловещей долины!
Что такое синдром зловещей долины и почему возникает
Что такое синдром зловещей долины? Данный участок возникновения негативной реакции был назван той самой «Зловещей долиной».
Причины этого явления высказываются многими исследователями и концепций существует несколько. Но суть во всех них — одна. У человека попросту сбивается система «свой-чужой». Если в двух словах, то, увидев робота, мы подсознательно сперва воспринимаем его как человека, однако мозг улавливает отличия и формирует негативную реакцию.
Сам создатель концепции зловещей долины, Мори, высказывался, что, по его мнению дело тут в том, что подобные машины наше сознание воспринимает как трупы и от этого — отвращение.
Так почему в играх такого эффекта нет? Отчасти есть и создатели всевозможных хорроров этим приемом охотно пользуются. В остальных же жанрах мы адекватно реагируем на компьютерных персонажей, потому что привыкали к изменениям графики с далеких 90-х, с развитием компьютеров и консолей.
Отсюда еще одна гипотеза, что если бы человекоподобные роботы давно нас окружали и изменялись постепенно, то и негативной реакции в их сторону бы не было. Теперь Вы имеете представление, что такое феномен зловещей долины! Эти вопросы поднимаются в весьма интересном спектакле Томаса Мелле «Зловещая долина»!
Движения не менее важны, чем картинка
Еще одним немаловажным фактором, как отмечают многие исследователи, является плавность движений и моторика. Неслучайно мы лояльны к играм, которые по большей части используют технологии захвата движений, за счет чего достигается высокая правдоподобность.
У роботов с этим дела обстоят несколько хуже.
Подытожив, хочется сказать, что феномен зловещей долины до сих пор до конца не изучен и имеет много белых пятен. Но есть концепции, которые могут отчасти объяснить уже сейчас, почему все таки мы порой негативно относимся к роботам, которых сами же пытаемся сделать максимально похожими на нас.
Будет интересно:
- Как EA погубила Bioware
- Star Citizen – грандиозный долгострой современности
- Топ 20 лучших инди-игр всех времен
Обязательно делитесь в комментариях, что вы думаете об эффекте зловещей долины и сталкивались ли когда-либо сами с этим эффектом, делитесь записью в соцсетях и заглядывайте в нашу группу ВКонтакте, там тоже много интересного)
Спасибо за внимание и до скорых встреч на ApJournal!
[ratings]