Эффект зловещей долины. Главный парадокс в играх и жизни

Родоначальником термина «зловещая долина» является Масахиро Мори. Во многом благодаря его работе данное словосочетание обрело тот смысл, который сейчас в него закладывают. Речь идет об эффекте, при котором человекоподобные роботы или какие-либо прочие существа двигаются и ведут себя почти как люди. Но не в этом суть эффекта, а в том, что при этом у наблюдателя вызывается чувство отвращения или страха.

Масахиро провел социологическое исследование, в ходе которого опрашивал людей на предмет симпатии роботам. Опрос показал, что чем человекоподобнее была машина, тем большую симпатию она вызывала. Только вот ситуация резко менялась в определенный момент, когда сходство было крайне высоким, но какие-то элементы работали не так, как у живого человека. Итак, разберем подробнее, что же такое эффект зловещей долины!

Что такое синдром зловещей долины и почему возникает

Что такое синдром зловещей долины? Данный участок возникновения негативной реакции был назван той самой «Зловещей долиной».

Причины этого явления высказываются многими исследователями и концепций существует несколько. Но суть во всех них — одна. У человека попросту сбивается система «свой-чужой». Если в двух словах, то, увидев робота, мы подсознательно сперва воспринимаем его как человека, однако мозг улавливает отличия и формирует негативную реакцию.

Сам создатель концепции зловещей долины, Мори, высказывался, что, по его мнению дело тут в том, что подобные машины наше сознание воспринимает как трупы и от этого — отвращение.

Так почему в играх такого эффекта нет? Отчасти есть и создатели всевозможных хорроров этим приемом охотно пользуются. В остальных же жанрах мы адекватно реагируем на компьютерных персонажей, потому что привыкали к изменениям графики с далеких 90-х, с развитием компьютеров и консолей.

Отсюда еще одна гипотеза, что если бы человекоподобные роботы давно нас окружали и изменялись постепенно, то и негативной реакции в их сторону бы не было. Теперь Вы имеете представление, что такое феномен зловещей долины! Эти вопросы поднимаются в весьма интересном спектакле Томаса Мелле «Зловещая долина»!

Движения не менее важны, чем картинка

Еще одним немаловажным фактором, как отмечают многие исследователи, является плавность движений и моторика. Неслучайно мы лояльны к играм, которые по большей части используют технологии захвата движений, за счет чего достигается высокая правдоподобность.

У роботов с этим дела обстоят несколько хуже.

Подытожив, хочется сказать, что феномен зловещей долины до сих пор до конца не изучен и имеет много белых пятен. Но есть концепции, которые могут отчасти объяснить уже сейчас, почему все таки мы порой негативно относимся к роботам, которых сами же пытаемся сделать максимально похожими на нас.

Будет интересно:



Обязательно делитесь в комментариях, что вы думаете об эффекте зловещей долины и сталкивались ли когда-либо сами с этим эффектом, делитесь записью в соцсетях и заглядывайте в нашу группу ВКонтакте, там тоже много интересного)

Спасибо за внимание и до скорых встреч на ApJournal!

[ratings]

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version