История сеттинга Грейхок в ДнД | Часть I
В преддверие выхода Baldur’s Gate III от Larian Studios мы решили запустить целый цикл статей и видеороликов о различных аспектах вселенной Dungeons & Dragons. В данной статье разберем историю сеттинга Greyhawk в Dungeons&Dragons (ДнД)!
История сеттинга Greyhawk в Dungeons & Dragons
Без сеттинга Грейхок не было бы подземелий и драконов. Конечно, в истории игры множество других различных сеттингов, и некоторые из них гораздо более успешны, чем Грейхок, однако именно его можно назвать центром, стержнем игры, настоящим наследием. Фактически Грейхок, во многих отношениях, это больше чем просто сеттинг – это одна из ключевых частей самой сути D&D, влияющая на развитие игры в целом.
Грейхок служил вдохновением для многих авторов романов и игр, помогал новым дизайнерам придумать собственные ролевые игры и стал частью фундамента ролевого мира. Грейхок-это без всякого преувеличения одна из самых важных вещей во всем мире ролевых игр.
Хэй, друже! Для тех из нас, кому лень читать много текста, мы сделали подробное видео по теме:
Раннее развитие сеттинга Грейхок
Грейхок не является самым первым сеттингом, но появился из самых ранних наработок авторов, и затем привнес немало важных аспектов в развитие игры. Как известно большинству любителей ролевых игр, Dungeons and Dragons — это, по большому счету, детище двух авторов. Гэри Гайгэкс создал набор правил для боя один на один, магии и монстров, а Дейв Арнесон начал адаптировать элементы ролевой игры Браунштейна к придуманному им Баронству Блэкмур.
Когда Гайгэкс и Арнесон объединились, одной из первых вещей, созданной Гайгэксом, стала пятидесятистраничная книга правил, которая должна была дополнить кампанию в замке Грейхок. Дети Гайгэкса должны были стать первыми игровыми тестерами, а вскоре за ними должна была последовать группа взрослых.
Примерно через месяц после первого игрового теста Гайгэкс создал город Грейхок. К этому моменту начинают вырисовываться игровые основы, которые постепенно станут подземельями и драконами в современном понимании, а сам сеттинг шаг за шагом начинает соответствовать игровым ситуациям, которые так любимы игроками сегодня.
Доморощенная кампания (1972–1979)
Как и почти все остальные сеттинги Грейхок начал свою историю как доморощенная кампания. Это был личный мир Гэри Гайгэкса, и первое время он существовал как благодатная почва для создания новых концепций ролевых игр и испытательный стенд для правил, которые в конце концов будут разработаны для определения Подземелий и Драконов.
Грейхок был сеттингом, который разрастался больше по необходимости, чем по специальному плану. Главной причиной почему Гайгэкс продолжал развивать мир вокруг замка было то, что игрокам становилось тесно и скучно внутри замка и они стремились выбраться и исследовать мир вокруг него. У него не было намерения создавать карту реального мира, вместо этого он просто рисовал пустую карту Северной Америки, чтобы дать игрокам представление о масштабах мира.
Гайгэкс также был очень увлечен созданием новых уровней для подземелья самого замка Грейхок. За все время только три игрока добирались до самых глубин темницы Замка Грейхок, где они встречали Загига, безумного создателя этого подземелия. А наградой этих игроков среди прочего было то, что они были перенесены в дальнюю сторону света и были вынуждены возвращаться в грейхок.
Как кампания Грейхок был невероятно популярен. Игроки заполняли подвал Гайгэкса, и в конечном итоге выдвинули игрока Роба Кунца в ДМ. Сам Гигакс продолжал разрабатывать новые концепции и персонажей для сеттинга в течение следующих нескольких лет.
Мир Грейхок (1980)
Грейхок трансформировался из простой домашней кампании в официальный сеттинг. В 1975 году было опубликовано Дополнение I: Грейхок, которое расширяло правила Dungeons and Dragons. Любопытно, дополнение еще подробно не описывало мир Грейхок, лишь делая ряд отсылок к сеттингу — все остальное игнорировалось в пользу правил.
Когда AD & D был выпущен в 1978 году, там было много упоминанийи отсылок к кампании Грейхок и самому Гайгэксу. Это, в сочетании с более подробным описанием сеттинга, вызвало к нему интерес у многих игроков. Хотя сам Гайгэкс предполагал, что абсолютное большинство игроков захотят построить свои собственные миры, вскоре стало очевидно, что большая часть хотят играть как раз в сеттинге Грейхок.
В августе 1980 года было опубликовано 32-страничный фолиант, в котором приводились различные детали мира Грейхок. Будучи успешным, он оставил много полезной информациио сеттинге, и не смотря на то, что это была короткая книга, она помогла завоевать интерес к сеттингу Грейхок тысяч игроков. Пожалуй, в этот момент, Грейхок и окончательно перестал быть просто домашней кампанией Гайгэкса — он стал неотъемлемой частью мира D & D.
Между изданиями (1980-1983)
Большая часть работы по созданию сеттинга Грейхок была проделана между изданиями. Гайгэкс планировал опубликовать информацию о мире в своей колонке в журнале Dragon, но вмешался ряд других проектов. Вместо этого примерно через год после публикации фолианта различные новые детали о сеттинге начнут просачиваться в игровое сообщество.
И все же большая часть информации о Грейхоке будет опубликована в журнале Dragon. Гайгэкс подробно описал политические регионы мира, а также божества и НПС, которые были важны на Орте. Расовые характеристики, манера одеваться и даже описания главных персонажей «Грейхоков» также будут включены в журнал.
В то же время, все больше дополнений к миру Грейхок будут продолжать публиковаться — всего было опубликовано семнадцать дополнительных приключений, а также два больших супермодуля. Это была лишь малая толика того, что планировалось опубликовать, но все же это был ключ к тому, что сеттинг Грейхок набирал популярность среди игроков.
Удивительно, что так много о Грейхоке было опубликовано в период между крупными изданиями. В самом деле, можно сказать, что мир Грейхока не начал по-настоящему развиваться, пока не был опубликован первый Фолиант.
1983) Коробочный набор (бокс-сет)
Выход коробочного набора радикально изменил мнение игроков о сеттинге Грейхок. Бокс-сет был в 4 раза длиннее чем фолиант, и это помогло Greyhawk стать полноценным сеттингом, в котором игроки могли запускать свои приключения. Он все еще придерживался первоначальных концепций, но включал и большую часть информации, которую Гайгэкс изложил в журнале Dragon.
Самым большим нововведением было добавление в сеттинг 50 божеств Грейхока, в коробочном наборе предоставлялась общая информация, хотя большинство из этих божеств не имели поноценных описаний.
Важно отметить, что это издание было наиболее полным собранием материалов по сеттингу Грейхок на тот момент, но тем не менее включало не всю имеющуюся информацию по сеттингу. Журнал Dragon был и продолжает оставаться важным дополнением для людей, которые хотят знать все о Грейхоке. Однако, коробочный набор по крайней мере помог заполнить пробелы знаний о сеттинге для тех игроков, кто не имел доступа к журналу Дрэгон.
Упадок сеттинга Грейхок
Годы после выпуска коробочного набора были одними из самых напряженных для сеттинга Грейхок. В этот период Гайгэкс стал больше времени уделять другим проектам, в частности он переехал в Голливуд, где принимал участие в производстве мультсериала по ДнД для канала СиБиЭс. По этой причине другие авторы такие как Ленард Лакофка, Франк Менцер и Франсуа Фройдеваль начинают привносить свои идеи в сеттинг Грейхок.
Именно в это время сеттинг Грейхок начинает значительно терять популярность, а Dragonlance — наоборот, и эта тенденция заставила TSR усиленно развивать именно этот сеттинг. Гайгэкс считал, что фэнтези-литература стала одной из главных причин успеха Dragonlance, поэтому он решил работать над романами по созданному им миру.
Так что именно в этот момент Грейхок начал получать значительную поддержку через журнал Dragon. Однако стало ясно, что расцвет, или золотой период Грейхока подходит к завершению, несмотря на готовность самого Гайгэкса и дальше активно работать и развивать сеттинг.
После ухода Гайгэкса из TSR амбициозные планы полного описания мира были отменены, а вся работа сконцентрировалась на Фланаэсс. Более того, в 1986 г. базовым сеттингом D D стал Forgotten Realms, и внимание, уделяемое Грейхоку, существенно уменьшилось. За 1986-87 гг. было выпущено всего три «супер-модуля», которые представляли собой сборники ранее опубликованных приключений: A1-4 Продолжался выпуск художественной литературы. После написанных Гайгэксом «Саги старого города» и «Артефакта зла» (этот роман вышел в свет через два месяца после ухода Гайгэкса) последовали пять романов, написанных Роуз Эстес (
Несмотря на популярность кампании Living Greyhawk, WotC выпустила за это время совсем немного материалов по Грейхоку. В 2001 г. вышел модуль Кейта Полстера ( На GenCon 2007 была аннонсирована новая редакция D D, и Грейхок больше не был её базовым сеттингом. Living Greyhawk не конвертировался под правила D D 4. Единственным (до конца 2010 г.) изданием по Грейхоку в рамках D D 4 стал выход модуля The Village of Hommlet Энди Коллинза, который представлял собой адаптацию одноимённого перворедакционного модуля Гайгэкса под новые правила. Эта книга даже не поступала в продажу, а рассылалась как подарок членам RPGA .